Земсков А.И.
|
|
Распространение Интернет-технологий может инициировать разделение на информационно бедных и информационно богатых (так называемая цифровая щель – digital divide, digital gap, в которую якобы проваливаются неимущие слои населения). Пример анализа возникших социальных проблем – «Падающие сквозь сеть. Третий доклад Национальной Администрации США по Телекоммуникациям и Информации». Различие в активности использования информационных технологий постоянно растет по всем категориям замеров. Школы, библиотеки и локальные общественные информационные центры используются в основном людьми, не имеющими доступа к компьютеру дома или на работе. По уровню образования увеличился на 25 % разрыв в активности использования Интернет между теми, кто имеет степень бакалавра, и теми, кто имеет только школьное образование. Сельские жители менее активно пользуются Интернет, чем городские во всех демографических категориях. Американцы пользуются компьютером вне дома следующим образом: 56 % – на рабочих местах; 22 % – в начальных и средних школах; 11 % – в других школах; 8 % – в публичных библиотеках; менее 1 % – в местных общественных центрах. Доступом к Интернет через публичные библиотеки пользуются: 7 % белых граждан; 9 % американцев азиатского происхождения; 11 % американцев испанского происхождения; 14 % черных; 15 % американских индейцев/эскимосов/алеутов. Наиболее распространенной причиной пользования Интернет с помощью публичных библиотек является поиск работы или дистанционное образование. Безработные вдвое чаще пользуются Интернет, чем средние американцы. Отмечается повышенное использование доступа в Интернет из публичных библиотек людьми, не имеющими высшего образования, и из семей, в которых главой является женщина. Регрессивный анализ позволил установить вероятностный портрет пользователя Интернет в публичных библиотеках США: заработок менее 20 тыс. долл. в год; чернокожий или, по крайней мере, небелый; не имеющий домашнего компьютера и без высшего образования. Социальное воздействие Интернет в России можно считать позитивным. Наиболее значительную часть пользователей составляют студенты (20 %), средний возраст пользователей 31 год. Российские регионы достаточно активно работают в Интернет, причем региональная часть Рунет (88 %) существенно превосходит долю москвичей и петербуржцев (12 %). Быстро растет доля сельских пользователей. Следует также отметить заметную роль регионов Сибири и Дальнего Востока, составляющую 27 % аудитории Рунет; каждая третья семья в Надыме имеет персональный компьютер. С этой точки зрения российский Интернет обеспечивает социальное выравнивание, создает более однородную среду и сглаживает разрыв между бедными и богатыми. Международный семинар «Проблемы преодоления цифрового неравенства в России и странах СНГ» проведен в пресс центре Дома Правительства РФ 23 ноября 2000 года; борьба с цифровым расслоением трансформирована в «использование цифровых возможностей», материалы семинара можно найти на сервере правительства. Предпочтения российской Интернет-аудитории, по данным Национального института социально-психологических исследований, выглядят следующим образом: новости – 64 %; развлечения, анекдоты, игры – 59 %; общение, чаты – 47 %; информация о товарах и услугах – 40 %; бизнес, финансы – 37 %. На предпоследнем месте – приобретение товаров и услуг, на последнем месте – эротика (это самая старшая по возрасту группа в аудитории; молодые больше интересуются музыкой и кино. Значительная часть популярных российских сайтов (rambler, aport, atrus, mail, yandex, и т.п.) были перепроданы в конце 90-х гг. Покупатели – в основном американские компании – не ожидают немедленных прибылей, но стремятся через «раскрученные» Интернет-сайты заполучить доступ к определенным сообществам пользователей Интернет в России, или же, выражаясь их языком, «создать порталы социального влияния в России». Роль электронных библиотек в дистанционном обучении (ожидаемый в 2005 г. объем вложений 46 млрд. долл.). Суть идеи дистанционного университета (virtual university) третьего поколения состоит в отправке по электронной почте или по Интернет учащемуся специально для него подобранной группы методических и учебных материалов – и отнюдь не только текстов, но мультимедийный пакет (это так называемый template метод). Процесс подборки автоматизирован, каждый документ выдается по паролю (чтобы избежать несанкционированного доступа), и для обозначения технологии приготовления учебного материала используется жаргонное слово «курсовая фабрика» (course factory). Весь этот процесс вовсе не бесплатный, а обходится от 800 до 1400 немецких марок в зависимости от числа студентов (от 300 до 500 человек). Специальное внимание уделяется организации общения студентов через Интернет, чтобы они не превратились в отшельников. Федеральная комиссия по торговле США предупредила потребителей, что в 2000 г. каждый пользователь Интернет потерял в Сети в среднем по 300 долларов; оценка потерь на 2001 год – 480 долларов. Самый популярный вид жульничества (25 % обманов) – обещания призов и подарков (с предложением возместить «почтовые расходы); предложение работы на дому – 10 %; поиск работы через Интернет дает до 100 откликов в день. Не менее 20 % пользователей зря тратят деньги в виртуальных магазинах; известен скандал с виртуальной биржей Stock Generation г-на Мавроди. Для России особую опасность представляют Интернет-компании накопительного страхования (4 штуки), действующие методом многоуровневого маркетинга. Имея в своем распоряжении доступ в Интернет, можно зарабатывать 150 – 300 долларов в месяц от рекламодателей, используя серфинг (скачивание определенных программ), бесплатный почтовый ящик для рассылки писем с несколькими строками рекламы или просмотр экранной заставки с рекламой. 18 ноября 2000 г. завершен Planet Project – глобальный социологический опрос по сбору через Интернет и сотрудниками службы Харриса данных об образе жизни и характере поведения граждан во всех уголках Земли, включая Тибет и острова Океании; опрошено в течение нескольких дней более 300 тыс. человек, организаторы – компания 3com и служба Харриса. |